Дистанционное обучение: III СТР группа «Б»

Блок 1: 23.03.2020

 

1. Одноголосный диктант. Записать с пяти-шести прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). Записывать только по памяти (не стенографировать!).

После записи и проверки играть/петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

1. Г. Л. Белянова. Сольфеджио. Раздел IV     [download]

2. Л. М. Маслёнкова. Сольфеджио: практикум     [download]

3. ОСШ. Сольфеджио. Раздел VII     [download]

1-голосный диктант_01
00:00 / 00:34

2. Двухголосный диктант. Записать с восьми прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). После трех прослушиваний проговорить для себя вслух:

- сколько разделов;

- характер взаимодействия голосов в этих разделах;

- основные приемы развития (повтор, секвенции, «завоевание» и т. д.);

- знакомые обороты (кадансовые модели и т. д.).

После записи и проверки играть и петь (любой голос) в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_01
00:00 / 00:47

3. Sa по разрешению. С двух прослушиваний (одно – рабочее, другое – проверочное) определить фонизм аккордов и их цифровку, исходя из разрешения. Работать в режиме «реального времени», нажимая на паузу после каждой пары аккордов.

Заготовить семь тактов в басовом ключе. В каждом такте – по два аккорда, записать только бас, под ним цифровку. Нижний звук каждого первого аккорда – gis/as.

Sa по разрешению_01
00:00 / 00:59

4. Фактурный фрагмент. С четырех прослушиваний запомнить и повторить на ф-но весь фрагмент. После второго прослушивания проговорить для себя вслух:

- сколько разделов;

- какой принцип фактурной организации в каждом разделе;

- каким тематическим содержанием наполнен каждый раздел.

Стилевой ориентир: оперная увертюра в духе венского классицизма. 

Фактурный фрагмент_01
00:00 / 00:30

5. Сольфеджирование. Освоить предложенные мелодии и уверенно петь их по нотам. Определить структуру и тональный план. В мелодии № 152 гармонизовать на ф-но первую фразу (т. 1-2) в строгом 4-голосии и в жанровой фактуре. В мелодии № 243 гармонизовать на ф-но последнее предложение.          [download]

Блок 2: 30.03.2020

 

1. Одноголосный диктант. Записать с пяти-шести прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). Записывать только по памяти (не стенографировать!).

После записи и проверки играть/петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

1-голосный диктант_02
00:00 / 00:32

2. Двухголосный диктант. Записать с восьми прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). Структурная модель – «двухголосие с запевом». Обратить внимание на следующие моменты:

- в каком голосе звучит запев;

- как ведут себя голоса, когда вступает второй (что они делают?);

- какой оборот предшествует кадансовому.

Отметить в своей записи все участки двухголосия, которые репрезентируют типовые гармонические обороты, подписать под басом возможную цифровку. 

После записи и проверки играть и петь (любой голос) в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_02
00:00 / 00:41

3. Гармоническая последовательность. Записать с двух прослушиваний бас, под ним цифровку аккордов.

После записи и проверки петь по вертикали с игрой баса на ф-но.

ЦФ_02
00:00 / 01:12

4. Фактурный фрагмент. С четырех прослушиваний запомнить и повторить на ф-но весь фрагмент. После второго прослушивания проговорить для себя вслух:

- сколько разделов;

- описать принципы фактурной организации в этих разделах.

Стилевые ориентиры: 1) «Турецкое рондо» из Сонаты ля мажор для ф-но В. А. Моцарта; 2) барочная трио-соната (бассо континуо + два мелодических голоса).

Фактурный фрагмент_02
00:00 / 00:35

5. Сольфеджирование. Освоить предложенные мелодии и уверенно петь их по нотам. Определить структуру и тональный план.          [download]

Блок 3: 06.04.2020

1. Интонационно-ритмический этюд. Дана вокально-ритмическая партитура. Сначала проанализировать мелодию:

- выяснить тональный план;

- понять природу всех встречных знаков альтерации;

- найти мелодические обороты, распевающие Sa, процифровать их.

Добиться свободного и уверенного исполнения мелодии.

Затем проанализировать партию ритмического сопровождения:

- осознать все встречающиеся варианты ритмического дробления доли в размере 6/8;

- понять, где ритмический рисунок совпадает с долевыми и внутридолевыми акцентами мелодии, а где создает свой, «встречный» ритм.

Отработать ритмический рисунок левой рукой (без мелодии), сопровождая его пульсацией ровными восьмыми в правой руке.

Скоординировать вокальную и ритмическую партии. Добиться свободного и уверенного исполнения. [download]

 

2. Одноголосный диктант (К. Сен-Санс). Записать мелодию солирующей скрипки с шести прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). Записывать только по памяти (не стенографировать!). При первых прослушиваниях обратить внимание на то:

- какая ступень «притягивает» к себе мелодию во всех фразах;

- как соотносятся между собой кульминационные звуки каждой фразы;

- в каких фразах и в каких конкретно участках (в начале фразы, ее середине или завершении) мелодия описывает гармонию Sa.

После записи и проверки играть/петь мелодию наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

1-голосный диктант_03
00:00 / 00:26

3. Двухголосный диктант (Л. ван Бетховен). Дано: разнотемное разнотембровое двухголосие. Прослушать фрагмент три раза подряд с установками:

1) определить структуру;

2) выявить наличие / отсутствие повторов;

3) определить тип двухголосия, то есть характер взаимодействия голосов (кто какую роль выполняет, кто какой мелодической и ритмической активностью обладает);

4) обратить внимание на то, какая гармоническая функция подчеркивается «галантными задержаниями».

Прослушать фрагмент еще три-четыре раза с перерывами между прослушиваниями для записи нотного текста. После записи и проверки играть / петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

После записи и проверки играть/петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_03
00:00 / 00:14

4. Гармоническая последовательность (К. Сен-Санс). Дано: фрагмент в оригинальной оркестровке и в вокальной обработке. Прослушать фрагмент (обе версии) один раз с установкой ответить на вопросы:

1) количество синтаксических единиц и логика их организации (синтаксическая структура);

2) были ли повторы синтаксических единиц;

3) в какой синтаксической единице содержалась секвенция (охарактеризовать эту секвенцию);

4) чем отличается гармонизация первой и второй фраз;

5) на какой функции (аккорде) заканчивается фрагмент.

Прослушать фрагмент еще раз с установкой ответить на вопросы:

1) какие гармонические обороты образует Sa;

2) в какой синтаксической единице было отклонение, куда и как;

3) какая яркая гармоническая краска, нетипичная для классического минора, дважды появляется в музыке и где.

Записать линию баса и цифровку аккордов (при необходимости возможно дополнительное прослушивание). Отметить и подписать типовые гармонические обороты.

ЦФ_03
00:00 / 01:03

5. Сольфеджирование. Освоить предложенные мелодии и уверенно петь их по нотам. Определить структуру и тональный план.          [download]

Блок 4: 13.04.2020

1. Интонационное упражнение. Добиться свободного интонирования в подвижном темпе всех трудностей (хроматизмов и скачков). [download]

 

2. Одноголосный диктант (Ф. Мендельсон). Записать мелодию с шести прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). Записывать только по памяти (не стенографировать!).

После записи и проверки играть/петь мелодию наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

1-голосный диктант_04
00:00 / 00:23

3. Двухголосный диктант. Прослушать фрагмент три раза подряд:

1) определить структуру;

2) выявить наличие / отсутствие повторов;

3) определить тип двухголосия, то есть характер взаимодействия голосов (кто какую роль выполняет, кто какой мелодической и ритмической активностью обладает);

4) обратить внимание на то, какая мелодическая интонация удерживается на протяжении всего двухголосия.

Прослушать фрагмент еще три-четыре раза с перерывами между прослушиваниями для записи нотного текста. После записи и проверки играть / петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

После записи и проверки играть/петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_04
00:00 / 00:34

4. Гармоническая последовательность (Й. Гайдн). Прослушать фрагмент два раза подряд:

1) определить количество синтаксических единиц (фраз);

2) установить были ли тематические повторы между фразами;

3) определить гармоническую пульсацию;

3) установить в какой фразе был прерванный оборот, а какая фраза содержала отклонение.

Прослушать фрагмент еще два-три раза и записать крайние голоса с цифровкой под нижним голосомОтметить и подписать типовые гармонические обороты.

После записи и проверки играть сопровождение по линии баса и цифровке в элементарном виде, а верхний голос петь.

ЦФ_04
00:00 / 00:47

5. Сольфеджирование. Освоить предложенные мелодии и уверенно петь их по нотам. Определить структуру и тональный план.          [download]

Блок 5: 20.04.2020

1. Интонационное упражнение. Добиться свободного интонирования в подвижном темпе всех трудностей (хроматизмов и скачков). [download]

 

2. Одноголосный диктант. Записать мелодию солирующей флейты с шести прослушиваний.

После записи и проверки играть/петь мелодию наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

1-голосный диктант_07
00:00 / 00:37

2. Двухголосный диктант. Записать с восьми прослушиваний

После записи и проверки играть/петь наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_05
00:00 / 00:37

3. Гармоническая последовательность (Г. Доницетти). Записать мелодию, бас и цифровку.

ЦФ_05
00:00 / 00:27
ЦФ_05+
00:00 / 00:27

Copyright © Maxim Serebrennikov, 2020