Дистанционное обучение: IV СТР группа «Б»

Блок 1: 23.03.2020

 

1. Интонационные упражнения (dur / moll). Маслёнкова Л. М. Интенсивный практикум, стр. 12. Проработать упражнения №№ 1, 8, 11, 12.

2. Интонационные упражнения. Проработать «схему тон-ей» к до-мажорному квартсекстаккорду (6/4) двумя способами: 1) петь и поддерживать пение игрой 6/4 на ф-но (играть только гармонически!); 2) петь без поддержки ф-но (a capella).     [образец]

3. Сольфеджирование. Д. Шостакович. Симфония № 8: определить тон-ый план, проанализировать логику взаимоотношения тональных зон, выучить мелодию наизусть.     [download]

Г. Л. Белянова. Сольфеджио. Раздел V     [download]

Л. М. Маслёнкова. Интенсивный практикум     [download]

Solfege. C-dur     [download]

Энгармонизм Ув.4/3     [download]

4. Одноголосный диктант (Д. Шостакович). Записать мелодию партии скрипок с шести прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). Записывать только по памяти (не стенографировать!).

После записи и проверки играть наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

Поскольку вступление партии скрипок накладывается на звучание заключительного аккорда партии ф-но, то для прояснения метроритмической структуры мелодии предлагается «подсказка» в виде озвучивания на ф-но. «Подсказку» следует прослушать только после первого прослушивания мелодии в оригинальном исполнении.

1-голосный диктант_01
00:00 / 00:12
Настройка-подсказка_01
00:00 / 00:15

5. Двухголосный диктант. Записать с восьми прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). После трех прослушиваний ответить самому себе вслух на следующие вопросы:

- сколько разделов, какие они по тематическому содержанию?

- из каких функциональных фаз состоит каждый раздел (сделать вывод: разные они в каждом разделе или нет)?

- какие встречались варианты взаимодействия голосов и какие из них преобладали?

- какая мелодическая интонация пронизывает всю пьесу?

Стилевой ориентир: барочная структура «ядро + развертывание + каданс». Следствие – отсутствие квадратности синтаксических структур. 

После записи и проверки играть и петь (любой голос) в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_01
00:00 / 01:11

6. Гармоническая последовательность. Записать с двух-трех прослушиваний бас, под ним цифровку аккордов.

После записи и проверки петь по вертикали с игрой баса на ф-но.

ЦФ_01
00:00 / 01:13

7. Сольфеджирование. Освоить и уверенно петь по нотам: 1) интонационный этюд № 216; 2) мелодию Д. Шостаковича № 227. В интонационном этюде определить структуру и тональный план.          [download]

Блок 2: 30.03.2020

 

1. Интонационные упражнения. Маслёнкова Л. М. Интенсивный практикум, стр. 12, раздел «Кварты». Проработать упражнения №№ 2, 3. План работы:

1) сыграть 1-й мотив несколько раз в спокойном темпе, внимательно вслушиваясь в его интервалику;

2) пропеть 1-й мотив несколько раз, дублируя пение игрой на инструменте;

3) спеть 1-й мотив без поддержки инструмента (a capella);

4) проделать тоже самое со всеми последующими мотивами / фразами;

5) сыграть всю последовательность интервалов целиком, внимательно вслушиваясь в нее;

6) пропеть всю последовательность интервалов, поддерживая пение игрой на инструменте;

7) спеть всю последовательность интервалов без поддержки инструмента (a capella) в подвижном темпе, но без ущерба для чистоты интонации.

2. Интонационные упражнения (П. Хиндемит). Проработать восходящую мелодическую секвенцию (три звена минимум).     [download]

3. Сольфеджирование. Д. Шостакович. Симфония № 7 (I ч.), уверенно петь по нотам.     [download]

4. Двухголосный диктант (А. Онеггер; «двухголосие-диалог»). Записать с семи-восьми прослушиваний. Первые три прослушивания осуществляются подряд (без перерыва). После трех прослушиваний ответить вслух на следующие вопросы:

- сколько раз повторялся диалог между инструментами?

- каким был фактурно-регистровый и динамический «сюжет» этого диалога?

- одинаковы ли были по масштабу фразы, произносимые инструментами?

- был ли тематический повтор во фразах? (если да, то в каких)

- какая из фраз и у какого инструмента исполнялась на legato?

- имело ли место тональное развитие? (если да,  то с какими фразами оно было связано). 

После записи и проверки играть (двумя руками!) в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

2-голосный диктант_02
00:00 / 00:16
Настройка-подсказка_02a
00:00 / 00:14

5. Гармонический анализ. Прослушать Прелюдию два раза. Определить:

1) форму целого и структуру каждой части;

2) гармоническую пульсацию;

3) какие гармонические приемы развития лежали в основе каждой части.

Заготовить в басовом ключе нужное количество тактов, исходя из строения Прелюдии и гармонической пульсации.

Прослушать Прелюдию еще два раза, записать бас и цифровку аккордов (при необходимости можно делать остановки, но только между частями, а не после каждого аккорда). Отметить и подписать типовые гармонические обороты.

ЦФ_02
00:00 / 01:11

6. Одноголосный диктант (М. Вайнберг). Записать мелодию партии скрипок с семи-восьми прослушиваний. Прослушать муз. фрагмент два-три раза подряд (без перерывов) и выяснить для себя:

1) жанровую природу музыки и исходя из нее размер, ритмические единицы и ритмические фигуры;

2) структуру мелодии, наличие / отсутствие повторов;

3) общий рисунок мелодической линии в каждом построении;

3) в каком участке мелодии произошел тон-ый сдвиг и возвращение обратно.

Прослушать муз. фрагмент оставшееся кол-во раз, делая между прослушиваниями паузы для нотирования мелодии. Записывать только по памяти (не стенографировать!). Встречающиеся в мелодии украшения обозначить соответствующими знаками (выписывать нотами не надо).

После записи и проверки играть наизусть в оригинальной тон-ти + транспонировать в две тон-ти на выбор.

Для определения тон-ти воспользоваться «Настройкой-подсказкой».

1-голосный диктант_02
00:00 / 00:29
Настройка-подсказка_02b
00:00 / 00:16

Блок 3: 06.04.2020

 

1. Интонационные упражнения. Маслёнкова Л. М. Интенсивный практикум, стр. 42, раздел «Кварты», упражнение № 4; стр. 42–43, раздел «Тритоны», упражнения №№ 1, 2, 6. План работы над упражнениями см. выше: Блок 2, задание 1.

2. Интонационно-ритмический этюд. Дана вокально-ритмическая партитура. Сначала проанализировать мелодию:

- понять, какую тональную ситуацию создает каждый мелодический оборот;

- выявить моменты «преодоления ладовой инерции» и осознать, каким приемом (интонационным ходом) она преодолевается.

Добиться свободного и уверенного исполнения мелодии.

Затем проанализировать партию ритмического сопровождения:

- осознать все встречающиеся варианты ритмического дробления доли;

- понять, где ритмический рисунок совпадает с долевыми и внутридолевыми акцентами мелодии, а где создает свой, «встречный» ритм.

Отработать ритмический рисунок левой рукой (без мелодии), сопровождая его пульсацией ровными четвертями в правой руке.

Скоординировать вокальную и ритмическую партии. Добиться свободного и уверенного исполнения. [download]

3. Аудирование: реакция на мелодический интервал (А. Онеггер). Дано: серия из четырех мелодических фраз, исходный звук первой фразы – «до» первой октавы. Необходимо:

1) прослушать всю серию целиком два-три раза;

2) установить, с каких звуков начинаются остальные фразы;

3) осознать, что общего и что различного между фразами;

4) определить, какая из фраз имеет другую артикуляцию и какую;

5) прослушать серию еще раз с остановками после каждой фразы;

6) во время пауз записать мелодический профиль каждой фразы в виде цепочки мелодических интервалов, то есть без ритма (см.: [образец]).

NB. Приступать к выполнению задания 2 целесообразно только после проработки интонационных упражнений, указанных в задании 1.

Мелодический интервал_03
00:00 / 00:44

Материалы к экзамену

 

1. Экзаменационные билеты. [download]

2. Одноголосие (уверенно петь по нотам). [download]

3. Двухголосие (петь по нотам каждый голос с ф-но или своим инструментом).[download]

Блок 4: 13.04.2020

 

1. Записать партию виолончели.

1) прослушать два раза и записать буквами структуру мелодии (определить, какие фразы были повторными и какой именно вид повтора использовался);

2) прослушать еще два и зафиксировать те фрагменты, которые запомнились;

3) прослушать три-четыре раза с перерывами после каждого прослушивания для записи.

1-голосный диктант_03
00:00 / 00:33

2. Записать соло тромбона (четыре прослушивания).

1-голосный диктант_04
00:00 / 00:32

3. Записать контрапункт флейты-пикколо и флейты (шесть прослушиваний).

2-голосный диктант_03
00:00 / 00:22

4. Записать бас и цифровку (четыре-пять прослушиваний).

ЦФ_03
00:00 / 00:35

Блок 4: 20.04.2020 (для тренинга к К/р)

 

1. Записать монотембровое 2-голосие (восемь прослушиваний).

2-голосный диктант_04
00:00 / 00:27
2-голосный диктант_05
00:00 / 00:39
2-голосный диктант_06
00:00 / 00:50

3. Записать бас и цифровку (три прослушивания). После четвертого прослушивания повторить наизусть на ф-но.

ЦФ_04
00:00 / 00:54
ЦФ_05
00:00 / 01:05
ЦФ_06
00:00 / 00:58
ЦФ_07
00:00 / 00:57

Блок 5: 27.04.2020 (для тренинга к К/р)

 

1. Записать мелодию с шести прослушиваний (мажоро-минор).

1-голосный диктант_05
00:00 / 00:45

2. Записать мелодию солирующей скрипки, бас и цифровку (четыре-пять прослушиваний).

ЦФ_08
00:00 / 00:36

Copyright © Maxim Serebrennikov, 2020